Что сказано о пьяницах, лентяях и глупцах в Библии, в Книге Притчей Соломоновых
Да, господа-товарищи! Большинство бед наших чаще всего происходят от глупости, лени и пьянства. Причем не только в нашем родном Отечестве дела обстоят так. Об этих проблемах люди задумывались очень давно и не только у нас. Вашему вниманию предоставляются выдержки из Книги Притчей Соломоновых — одной из составных частей Библии, написанной около трех тысяч лет тому назад.
Известно, что основная мысль Книги Притчей Соломоновых это «Начало мудрости — страх господен… бойся Господа и удаляйся от зла», но на данном сайте не ставилась цель донести всю божественную мудрость Книги. Здесь отражена только часть житейской мудрости, сведений о которой в Книге тоже с избытком. Надеюсь, что выборочность цитат не очень сильно исказит их содержание. Тем, кто еще не читал Книги Притчей, рекомендую прочитать ее полностью.
Итак, о пьяницах и о пьянстве
Глава 20
1. Вино — глумливо, сикера* — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
Глава 21
16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
17. Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук**, не разбогатеет.
Глава 23
20. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:
21. Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.
29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно.
32. Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33. Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное;
34. И будешь ты, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35. И скажешь: «Били меня, и мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
О лентяях
Глава 26
14. Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.
15. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донесть ее до рта своего.
16. Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.
Глава 13
4. Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
Глава 15
19. Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных гладкий.
Глава 24
30. Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного,
31. И вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.
32. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел, и получил урок:
33 «Не много поспишь, не много подремлешь, не много , сложив руки полежишь;
34. И придет, как прохожий бедность твоя, и нужда твоя, как человек вооруженный».
Глава 6
6. Подойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8. Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
9. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10. Немного поспишь, немного подремлешь, немного , сложив руки полежишь;
11. И придет, как прохожий бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
Глава 12
11. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
О дураках и о мудрости
Глава 8
5. Научитесь неразумные благоразумию, и глупые — разуму.
Глава 10
14. Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.
18. Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; кто разглашает клевету, тот глуп.
19. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, — разумен.
23. Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
Глава 11
12. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
Глава 12
15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
16. У глупого тот час же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Глава 13
1. Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
Глава 14
1. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит своими руками.
7. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
8. Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение.
9. Глупые смеются над грехом, а посреди праведных — благоволение.
15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
24. Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
Глава 15
5. Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимателен к обличениям, тот благоразумен.
7. Уста мудрых распространяют знание, а сердца глупых не так.
20. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21. Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
Глава 16
20. Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
22. Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.
Глава 17
7. Не прилична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.
10. На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
12. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
16. К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.
21. Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется.
24. Мудрость — перед лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.
25. Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.
28. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.
Глава 18
6. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
7. Язык глупого — гибель для него, уста его — сеть для души его.
13. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
Глава 19
1. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом
глупый.
10. Не прилична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
13. Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба.
Глава 20
1. Вино — глумливо, сикера* — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
Глава 21
16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
Глава 22
15. Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него.
Глава 23
9. В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.
Глава 26
3. Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых.
4. Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему.
5. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
6. Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу.
7. Неровно поднимаются ноги у хромого, — и притча в устах глупцов.
8. Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь.
9. Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.
11. Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
12. Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.
Глава 27
22. Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его.
Глава 29
11. Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.
20. Видал ли ты человека, опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.
Примечания:
* Cикера — всякий хмельной напиток, кроме виноградного вина, от которого можно опьянеть, например наливки, настойки, пиво, мёд. Из «Краткого библейского словаря непонятных слов»: «Сикер, сикера — хмельные напитки, кроме вина из винограда. Самогон».
** Тук — жир, особенно на внутренних органах животного.
Тексты перепечатывались из книги «Библия Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета канонические» — изд. Российское Библейское общество, М. 1992.
|